Основные правила возврата товара надлежащего качества
Согласно ст. 28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В случае обмена либо возврата товара потребитель обязан возвратить товар в потребительской упаковке, если товар был продан в такой упаковке.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (в редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2018г. № 935, от 10.05.2019г. № 287) утвержден «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату», который включает в себя:
-
Текстильные товары (ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный), лентоткацкие изделия (ленты, кружево, тесьма, шнуры, бахрома), ковровые изделия, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка и иные метражные товары.
-
Белье нательное, белье для новорожденных и детей ясельного возраста из всех видов тканей, бельевые трикотажные изделия, кроме спортивных, корсетные изделия.
-
Средства малой механизации садово-огородного применения с двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем
-
Мебельные гарнитуры и наборы, мебель с механизмами трансформации, приводимыми в движение электроприводом.
-
Парфюмерно-косметические товары. *
-
Маникюрные и педикюрные инструменты и наборы. *
-
Игрушки, карнавальные принадлежности (костюмы, маски, полумаски). *
-
Товары бытовой химии. *
-
Фотопленка, фотобумага, фотохимикаты *
-
Ручки всех видов, автоматические карандаши, стержни, маркеры, фломастеры и иные аналогичные товары. *
-
Носители аудио-, видео- и иных видов информации. *
-
Печатные издания, в том числе почтовые марки, маркированные конверты и маркированные почтовые карточки. *
-
Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, бигуди для волос, губки, парики, шиньоны, лезвия для бритья и другие аналогичные товары). *
-
Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарной гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, линзы для очков, контактные линзы, предметы по уходу за детьми). *
-
Лекарственные средства.
-
Ветеринарные средства.
-
Изделия из полимерных материалов, контактирующие с пищевыми продуктами, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов бытового назначения, в том числе для разового использования). *
-
Животные, птицы, рыбы, корма для животных, птиц, рыб. *
-
Цветы, растения, семена. *
-
Товары секс-шопов специального назначения. *
-
Табачные изделия.
-
Жидкость для электронных систем курения. *
-
Гражданское оружие, составные части и компоненты гражданского огнестрельного оружия, патроны к нему, порох, пиротехнические изделия. *
-
Наушники. *
-
Элементы питания. *
* За исключением товаров, упакованных в герметичную (вакуумную) потребительскую упаковку, а также в потребительскую упаковку, обеспечивающую возможность установить, что товар не был в употреблении.
Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества
Согласно п. 1 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) — заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с согласия потребителя.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» при замене товара ненадлежащего качества на аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в цене. В случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, потребителю выплачивается разница в цене.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» в случае реализации товара ненадлежащего качества потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской упаковки. При расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы потребителю возмещаются уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя (п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей»).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» в случае реализации товара ненадлежащего качества потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской упаковки.
При расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы потребителю возмещаются уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя (п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей»).
Обращаем внимание покупателей, что согласно п. 30 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014г. № 703, в случае возврата товаров расчеты с покупателями производятся в том же порядке, в котором производилась их оплата, если иное не установлено соглашением сторон. Таким образом, при оплате товара банковской платежной картой расчеты с потребителем при возврате товара (надлежащего и ненадлежащего качества) также осуществляются путем перечисления денежных средств на банковскую платежную карту.